На бакалавриате или в бакалавриате как правильно

Бакала́вр — академическая степень или квалификация, присуждаемая лицам, освоившим соответствующие образовательные программы высшего образования. Завершённое высшее образование в странах, которые участвуют в Болонском процессе [1] .

Бакалавриа́т — высшее образование, подтверждаемое дипломом бакалавра с присвоением академической степени бакалавра или квалификации бакалавра [1] [2] .

Содержание

Этимология [ править | править код ]

В русском языке слово «бакалавр» известно с XVIII века — впервые оно упоминается в форме «бакалаврей» в 1757 году в «Московских ведомостях». Происходит от средневекового лат. baccalaureus baccalarius — «бедный или молодой рыцарь, владелец поместья». Латинское слово некоторые филологи (такие как Брюкнер, Младенов, Фасмер) выводили из лат. baccalaureatus — «украшенный лавром», от bacca laurea — «лавровая ветвь». Другие филологи (в частности, Блох и Доза) ставили под сомнение возможность перехода baccalarius в baccalaureus и считали такую трактовку народной этимологией [3] .

Несмотря на большое количество версий происхождения, слово бакалавр в русском языке используется как официальный юридический перевод с английского языка «bachelor’s degree» — степень бакалавра. И в современном русском языке слово бакалавр используется как международная степень о высшем образовании [4] .

Диплом бакалавра [ править | править код ]

  • Диплом бакалавра при поступлении на работу даёт право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее образование [1] .
  • Диплом бакалавра даёт также право продолжить обучение в магистратуре[1] .

Диплом бакалавра свидетельствует о наличии у имеющего его лица высшего профессионального образования [5] и является документом, которым подтверждается завершение высшего профессионального образования [1] [6] .

В Российской Империи [ править | править код ]

В дореволюционной России применялась учёная степень бакалавр, но она имела другие значения по сравнению с современной степенью высшего образования — бакалавр. Академическая степень бакалавр в Российской империи была первой учёной степенью. Учёная степень бакалавр присваивалась в Московском университете в XVIII веке по аналогии с европейскими университетами вне уставных законоположений. Звание бакалавра философии Московского университета впервые в 1764 году было дано младшему преподавателю университетской гимназии Ивану Фёдоровичу Яковлеву. В 1779 году была открыта Учительская семинария для подготовки учителей университетской гимназии. Семинария содержалась на средства благотворителей. Переходившим на её содержание студентам университета присваивалось звание бакалавров. В ходе реформ начала XIX века опыт педагогической семинарии был учтён при создании в российских университетах Педагогических институтов. Место бакалавров в Московском университете по Уставу 1804 года заняли казённокоштные кандидаты Педагогического института [7] .

В Российской Федерации [ править | править код ]

В России этот уровень подготовки введён в 1996 году [8] . Нормативный срок обучения для получения квалификации (степени) «бакалавр» — не менее чем 4 года. Квалификация присваивается по результатам защиты выпускной работы на заседании Государственной аттестационной комиссии. Степень «бакалавра» в России — это свидетельство о высшем профессиональном образовании. Квалификация «бакалавр» при поступлении на работу дает гражданину право на занятие должности, для которой квалификационными требованиями предусмотрено высшее профессиональное образование [1] . Лица со степенью бакалавра могут быть допущены к защите диссертации на соискание учёной степени кандидата наук, согласно постановлению правительства Российской Федерации «О порядке присуждения учёных степеней» и решению министерства образования и науки Российской Федерации [5] [9] .

Читать дальше:  Как проверить готовность социальной карты москвича

Подготовка бакалавров в России началась с 22 августа 1996 года, но после 31 декабря 2010 года квалификации (степени) бакалавра и магистра стали основными для выпускников российских высших учебных заведений в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами.

В Европейском союзе и англоязычных странах [ править | править код ]

В различных странах и по различным направлениям сроки подготовки бакалавров разнятся от 3 до 6 лет. Срок обучения зависит от особенностей школьной и довузовской подготовки в различных странах, а также от сложности получаемой специальности. В Европейском союзе, Канаде и США — 4 года на большинстве специальностей, но на медицинских направлениях подготовки обычно от 5 до 6 лет [6] . После получения степени «бакалавр» выпускник имеет право работать по специальности и занимать должности, требующие высшего образования, а также имеет право продолжить обучение по желанию в магистратуре. Большинство выпускников высших учебных заведений в странах Европейского союза и Северной Америки после бакалавриата не продолжает обучение в магистратуре, потому что бакалавриат является подтверждением полноценного высшего образования [6] [10] .. Продолжают обучение в магистратуре чаще студенты, которые планируют заниматься научными исследованиями или педагогической деятельностью в вузе [11] . В Канаде, Ирландии, Великобритании и других странах степень бакалавра подразделяется на Pass Degree (простая степень) и Honours Degree (почётная степень) [12] .

Во Франции слово «бакалавриат» (фр. baccalauréat , разг. bac ) имеет иное значение — в этой стране оно означает аттестат о среднем образовании [13] . Тем не менее, поскольку Франция участвует в Болонском процессе, в её образовательной системе существует понятие лиценциата (фр. licence ) [14] , соответствующее бакалавру в других странах [15] . В иноязычных (прежде всего — англоязычных) источниках лицензиат иногда называется «бакалавриатом» (англ. bachelor’s degree ) [16] .

В Казахстане [ править | править код ]

Лица, завершившие обучение по профессиональной учебной программе высшего образования с присуждением академической степени «бакалавр», могут занимать должности, для которых квалификационными требованиями предусмотрено наличие высшего образования [2] . Содержание профессиональных учебных программ высшего образования предусматривает изучение цикла общеобразовательных дисциплин, цикла базовых дисциплин, цикла профилирующих дисциплин, а также прохождение профессиональной практики по соответствующим специальностям. Каждый цикл дисциплин состоит из дисциплин обязательного компонента и компонента по выбору. Дисциплины из компонента по выбору обучающегося в каждом цикле должны содержательно дополнять дисциплины обязательного компонента. Университеты вправе на конкурсной основе разрабатывать и внедрять инновационные образовательные программы, содержащие новые качественно усовершенствованные технологии, методы и формы обучения. Срок освоения профессиональных учебных программ высшего образования определяется государственным общеобязательным стандартом высшего образования и должен составлять не менее 4 лет [2] .

Читать дальше:  Можно ли переоформить путевку на другого человека

В Грузии [ править | править код ]

Бакалавр — обладатель той академической степени, которая присуждается лицу в результате освоения им количества кредитов, установленных для первой ступени академической высшей образовательной программы — бакалавриата. Бакалавриат — образовательная программа первой ступени академического высшего образования, предусматривающая изучение теоретических основ соответствующей специальности, необходимых для работы лица по полученной квалификации и дальнейшей учёбы в магистратуре [17] .

В Азербайджане [ править | править код ]

Бакалавр — высшая профессионально-квалификационная степень, присваиваемая лицам, закончившим бакалавриат. Бакалавриат — первый уровень высшего образования, осуществляющий подготовку специалистов широкого профиля по соответствующим специальностям. На образовательном уровне бакалавриата готовятся специалисты с высшим образованием широкого профиля по образовательным программам отдельных специальностей на базе полного среднего образования и среднего специального образования. Лицо, завершившее образование в бакалавриате, признается лицом с высшим образованием. Выпускникам, закончившим бакалавриат, присваивается высшая профессиональная квалификационная степень «бакалавр». Сфера трудовой деятельности выпускников охватывает все сферы деятельности за исключением научно-исследовательской деятельности и научно-педагогической деятельности в высших образовательных учреждениях. Содержание и порядок организации образования в бакалавриате устанавливаются соответствующим органом исполнительной власти [18] .

21 июня 2016 12:00

Администрация города Екатеринбурга в рамках проекта «Екатеринбург говорит правильно» обращается к вопросу о корректном обозначении студента бакалавриата.

Как может показаться, по аналогии с «магистрант» (студент магистратуры) и «аспирант» (лицо, обучающееся в аспирантуре) следует употреблять слово «бакалавриант». Специалисты справочно-информационного портала «Русский язык» объяснили, почему это слово не используется в современной речи.

Слова «магистрант» и «апирант» имеют латинские соответствия, причем конечный -nt в латыни — это показатель действительного причастия настоящего времени. Таким образом, эти слова образованы от глагольных форм: magistrans (magistrantis) или magisterans (magisterantis) — буквально «управляющий, руководящий», латинское aspirans (aspirantis) — буквально «домогающийся, стремящийся». Так же и с другими словами, обозначающими человека по его деятельности: студент (буквально «учащийся»), доцент («преподающий»), иммигрант («вселяющийся»).

Слово же «бакалавр», по версии большинства русских этимологических словарей, образовано от двух латинских слов: bacca и laureatus (этимологическое значение — «увенчанный лаврами»). Стоит отметить, в этом случае речь идет не о действительном причастии (стремящийся, управляющий, преподающий, вселяющийся), а со страдательным причастием прошедшего времени (увенчанный).

Но и эта этимология слова «бакалавр» не бесспорна. Английское bachelor (бакалавр, холостяк) возводят к средневековому латинскому слову baccalarius — «вассальный фермер, владелец земельного надела», от baccalaria «земельный участок, пастбище», латинского baссa (vacca) «корова». По другой версии, источником этого слова послужило латинское baculum «палка»: предположительно, из-за того, что ученики рыцарей пользовались палками или деревянными мечами до того, как им вручалось настоящее оружие. В Средние века слово переосмысливается в университетской среде, вторично этимологизируясь и сближаясь со словом лауреат (bacca laureatus — «увенчанный лавром с ягодами).

Таким образом, правильно: студент бакалавриата, бакалавр.

Продолжительность обучения бакалавров по направлениям «Биология» и «Почвоведение» биолого-почвенного факультета СПбГУ рассчитана на 4 года . Программа обязательной подготовки бакалавров-биологов и бакалавров-почвоведов включает в себя обучение по трем блокам: общеобразовательному гуманитарному, естественно-научному небиологическому, и основному (биологическому или почвоведческому) блоку.

  1. Гуманитарный блок, составляющий около 20% общего объема часов, включает в себя специальную подготовку по иностранному языку (английский) на протяжении всего курса обучения, библиографию и широкий набор гуманитарных дисциплин, одни из которых являются обязательными для всех студентов, а другие – элективными и факультативными.
  2. Блок естественно-научных небиологических дисциплин объемом около 20-25% учебных часов включает в себя обязательную подготовку по высшей математике, физике, информатике, геологии и географии и различным разделам химии. В этом блоке также предусмотрена возможность включения факультативных курсов.
  3. Основой профессиональный биологический блок для студентов биологического отделения, составляющий около 40-45% общего объема часов включает в себя обязательные базовые дисциплины, которые могут быть сгруппированы в три комплекса:
  • дисциплины, знакомящие с разнообразием форм жизни (зоология беспозвоночных, зоология позвоночных, альгология и микология, высшие растения, микробиология, вирусология);
  • науки, отражающие основные принципы и закономерности функционирования живых систем (биология поведения, биохимия, генетика, физиология и биохимия растений, физиология человека и животных, физиология высшей нервной деятельности, биофизика, анатомия растений, сравнительная гистология животных, биология развития, молекулярная биология, иммунология)
  • и завершающий обучение комплекс дисциплин, посвященных анализу организации и развития экосистем и изучению основных закономерностей эволюции (геоботаника, гидробиология, общая экология, теория эволюции)
Читать дальше:  Квалификационные требования менеджера по продажам

Блок профессиональных дисциплин по направлению «Почвоведение» предусматривает углубленную подготовку студентов в области химии почв, физики почв, мелиорации, географии почв и почвенного картирования, агрохимии, растениеводства, земледелия, биологии и экологии почв.
К числу обязательных форм обучения относятся летние учебные практики после 1 и 2 курсов продолжительностью по 7 недель, которые проходят на учебно-научных базах биолого-почвенного факультета, а также учебно-производственная практика объемом также 7 недель.
Каждый студент, обучающийся по программе подготовки бакалавров, на старших курсах может выбрать одну из областей современной биологии или почвоведения для более углубленного ознакомления через систему специальных курсов или спецпрактикумов.
Для студентов, проявивших глубокий интерес и способности к научно-исследовательской деятельности, предусматривается возможность дополнительной факультативной подготовки в избранных областях, включая смежные естественно-научные дисциплины. Среди факультативных форм обучения важное место занимают курсовые работы, которые могут выполняться на каждом курсе, начиная с 1-го. Курсовая работа дает возможность студенту приобрести навыки самостоятельной исследовательской работы, преподаватели же получают возможность оценить способность студентов к научно-исследовательской деятельности, что может служить одним из оснований для рекомендации в магистратуру.

Выпускник университета, получивший диплом бакалавра биологии или бакалавра почвоведения, подготовлен для участия, как в научно-исследовательской работе, так и практической деятельности (биотехнология, биологическая промышленность, охрана природы и т.д.), а также для преподавательской работы в школе (в первую очередь в гимназиях и лицеях) и имеет право поступать в магистратуру на основе конкурсного отбора.

Пример плана учебного процесса подготовки бакалавра по направлению "Биология" (020200)

Требования к итоговой государственной аттестации бакалавра и магистра по направлениям "Биология" и "Почвоведение"

Программа государственного междисциплинарного экзамена по Биологии

199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2006-2017

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector