Можно ли работать водителем при сахарном диабете

"Автомобиль не роскошь, а средство передвижения" — фраза, характеризующая нашу эпоху. Уже давно автомобиль стал неотъемлемой частью жизни для большинства людей. У кого-то от него зависит заработок, для других это возможность успевать больше, вести более активную жизнь, для третьих – способ путешествовать и даже может быть своеобразным хобби. Это удобно, комфортно, помогает экономить время. Но в тоже время, вождение автомобиля подразумевает ответственность – за себя, за пассажиров, которые едут с вами, за других участников дорожного движения.

Несомненно, у всех возникнет вопрос – если я болею сахарным диабетом 1 типа, то смогу ли я пройти медицинскую комиссию?

В разных странах мира отношение к этому вопросу расходится. Есть страны, в которых людям с сахарным диабетом категорически запрещено вождение даже легкового автомобиля для своих личных целей. В других – имеются ограничения, например, нельзя управлять грузовыми автомобилями, весом более 3500 кг или легковым автомобилем по найму (то есть не в личных целях). В третьих – ограничений нет.

В России действует Приказ Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года. Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей, среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции. Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны». 1

То есть при отсутствии видимых противопоказаний, решение комиссии, вероятно, будет положительным.

Медицинскую комиссию необходимо проходить раз в три года, и каждый раз представлять заключение эндокринолога, у которого наблюдаетесь регулярно.

К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, Д, а также категории Е для работы по найму.

Давайте разберем подробно, что означает этот столь важный 28 пункт: «. Течение заболевания с расстройствами сознания, склонность к коматозным состояниям. »

Звучит ужасающе. Но, как можно догадаться, речь идет в первую очередь о гипогликемиях – состоянии, при котором глюкоза крови опускается ниже 3,9 ммоль/л.

Конечно, связь риска развития гипогликемии и управления автомобилем очевидна. Нарушается концентрация внимания, контроль за и без того интенсивным движением на дороге.

О последствиях думать и не хочется…

Ключом к безопасному управлению автомобилем для людей с сахарным диабетом 1 типа является частый контроль уровня глюкозы (гликемии) для предотвращения развития гипогликемии, особенно, если они бессимптомны (!).

Почему это так важно?

В США был проведен ряд исследований 2 , наглядно показывающих, важность контроля глюкозы крови при управлении транспортным средством. Они проходили с помощью симулятора, контролировался уровень глюкозы крови, но пациентам не сообщали о цифрах. При снижении уровня глюкозы крови ниже 2,6 ммоль/л около 35% испытуемые вели автомобиль более медленно, у них возникали определенные трудности при управлении, например, — выезжали ближе, чем нужно, к середине двухполосной трассы. Лишь половина из них ощущали ухудшение контроля ситуации.

В другом похожем исследовании при снижении уровня глюкозы крови с 6,7 ммоль/л до 2,2 ммоль/л около четверти людей думали, что у них нет гипогликемии и, соответственно, что они полностью контролируют ситуацию.

На дороге могут возникнуть разные ситуации, на которые при развитии гипогликемии, реакция даже опытного водителя может оказаться недостаточно быстрой.

Чтобы быть уверенным в себе за рулем, стоит соблюдать ряд несложных правил

  • Проверьте уровень глюкозы крови перед началом движения. Он должен быть не ниже 5 ммоль/л. Даже если Вы чувствуете себя хорошо при уровне глюкозы крови ниже 4 ммоль/л, Ваши водительские качества снижены
  • Не стоит вести машину, если был длительный перерыв в приеме пищи
  • Всегда держите при себе легкоусвояемые углеводы, то есть те, которые помогут быстро справиться с гипогликемией – сахар, сок, лимонад, декстроза. Положите дополнительное количество в «бардачок» или карман, пусть лежат там «на всякий случай»
  • Будьте особенно аккуратны, если в данный момент риск развития гипогликемии повышен. Например, Вы едете домой с тренировки по футболу или с танцевальной репетиции. Помните, после физической нагрузки гипогликемия может наступить и через несколько часов
  • Воздержитесь от управления автомобилем, если у Вас изменился режим инсулинотерапии или Вы стали пользоваться другими видами инсулина. Также стоит повременить, если Вы начали применять инсулиновую помпу или, наоборот, перешли обратно на многократные инъекции инсулина. Про срок ограничения сказать трудно, все индивидуально. При отсутствии гипогликемий не по самочувствию, а по глюкометру, можно возобновить вождение автомобиля.
  • Если Вы почувствовали симптомы гипогликемииво время движения, у Вас резко «затуманилось» зрение, постарайтесь как можно скорее съехать к обочине дороги, если это невозможно, остановитесь, включив аварийный сигнал. Продолжайте движение только после нормализации самочувствия!

Обратная ситуация – стойкое повышение уровня глюкозы крови (гипергликемия) и кетоацидоз

Как известно, глюкоза — главный источник энергии для клеток головного мозга. Если ее уровень повышен в крови, то значит в клетках ее не хватает и они «голодают», не получают энергии. Работоспособность, внимание, память ухудшаются, утомляемость наступает быстрее, все это сказывается и на управлении автомобилем. Может возникать и временное «помутнение зрения», которое явно помешает хорошо вести машину.

Читать дальше:  Должностная инструкция оперативного дежурного мвд

При длительном повышении уровня глюкозы в крови может развиться кетоацидоз – состояние, при котором в большом количестве образуются кетоны – токсины для организма в целом и для головного мозга в частности.

Если у Вас в течение нескольких дней наблюдается стойкое повышение уровня глюкозы крови, проверьте, нет у Вас кетоацидоза.

Что подразумевается под «стойкими и выраженными нарушениями функции»?

К ним относятся различные тяжелые хронические осложнения сахарного диабета. Например, если у человека произошел инфаркт миокарда, или имеются серьезные проблемы со зрением, была проведена ампутация конечности и так далее. При наличии осложнений сахарного диабета, мешающих управлять транспортным средством, получение водительского удостоверения по любой категории невозможно.

Одним из тех, кто успешно управляет и диабетом, и автомобилем, является Чарли Кимбалл 3 . С 9 лет он участвует в гонках на картах, в 11 он стал первым американцем, выигравшим в Формуле-3. В 13 лет у него был выявлен сахарный диабет 1 типа.

Но это вовсе не помешало ему продолжить свою карьеру автогонщика! Он активно участвует в гонках. Во время соревнования и тренировок он использует систему непрерывного мониторинга уровня глюкозы,инсулиновую помпу. А также с помощью специальной трубки у него всегда есть доступ к быстрым углеводам – соку. Вдохновляющий пример, не правда ли?

Когда вы садитесь за руль, помните:

каждый водитель несет ответственность не только за себя!

От его неправильных действий могут пострадать и другие участники дорожного движения: ребенок, переходивший дорогу по «зебре» без светофора; неуверенный начинающий водитель другого авто; тот, кто управляет автомобилем, движущемся по встречной полосе или близкий человек, сидящий рядом на пассажирском сидении.

От Вашего выбора – измерить уровень глюкозы крови или нет, грамотно оценить свое состояние или положится на удачу – зависит безопасность дорожного движения.

2. Dr. Ragnar Hanas «Type 1 Diabetes in Children, Adolescents and Young Adults», p. 293

Памятка при гипогликемии

Итак, если начался приступ гипогликемии, то, в первую очередь, необходимо будет спокойно и не спеша прижаться к обочине или просто припарковаться. Если такая возможность отсутствует, то, в крайнем случае, вполне допустимо будет просто остановиться и включить специальные аварийные сигнальные огни.

Далее настоятельно рекомендуется использовать так называемые быстрые углеводы в соотношении одной-двух единицы. Безусловно, каждый диабетик сам знает, какое именно количество необходимо лично ему для восстановления показателей гликемии, а потому оно вполне может меняться, если такая необходимость существует.

Помимо этого, необходимо будет проконтролировать еще раз показатели сахара, чтобы можно было убедиться в завершении приступа.

Следующим действием должно оказаться использование медленных углеводов. Продолжать же движение можно будет исключительно после абсолютной уверенности в собственном самочувствии. Именно такой разрешающий алгоритм действий и должен соблюдаться, при этом должны учитываться все пункты, потому что они являются обязательными.

Таким образом, диабетику, как первого, так и второго типа вполне разрешается управлять транспортным средством или быть профессиональным водителем. Однако важно помнить о максимальном контроле собственного состояния, соблюдении основных норм и периодических проверках у специалиста.

Именно это даст возможность не сомневаться в том, что диабетик сможет контролировать свое состояние, а вероятность аварии или других происшествий окажется минимальной.

Для некоторых пациентов сахарный диабет является просто образом жизни. Он не представляет определенную неразрешимую проблему. Такие люди живут полноценной жизнью, ведут себя очень активно. Такая ситуация возможно. Но для нее есть некоторые условия, которые требуют обязательного выполнения.

  • тщательное прислушивание к сигналам собственного организма;
  • следование предписаниям лечащего врача;
  • соблюдение правильного рациона;
  • занятия физической культурой.

Есть виды спорта, которые разрешены диабетикам – легкий фитнес, плавание, средние кардионагрузки (бег трусцой, орбитрек), гимнастические упражнения. А от тяжелых упражнений, таких как приседания со штангой, становая тяга нужно отказываться. Некоторым пациентам разрешены кроссы, бокс, альпинизм.

Чтобы удостовериться в адекватности выбранного вида спорта нужно получить консультацию лечащего эндокринолога. Врач подскажет, какие именно есть у вас противопоказания к физической нагрузке, на что лучше обратить внимание.

Несмотря на все приведенные аргументы, некоторые диабетики продолжают работать в условиях, которые им не показаны. К ним относится труд на должности водителя или машиниста. Такой шаг возможен только тогда, когда диабет находится на самых ранних стадиях, не начались сильные скачки сахаров, осложнения еще не успели сформироваться. Остальные случаи требуют отказа от этих профессий.

С другой стороны, человек с сахарным диабетом может спокойно продолжать управлять своим собственным транспортом. Однако, если речь идет о каких-то длительных переездах, то лучше брать с собой человека, который тоже умеет водить машину, чтобы была возможность регулярно сменять друг друга.

Нежелательны переезды в ночное время суток. Сниженное зрение таких пациентов подразумевает отказ от управления мотоциклами.

Важно помнить, что резкие скачки сахара во время поездки за рулем могут послужить причиной аварийной ситуации или катастрофы. Поэтому к вождению автомобиля нужно подходить с особой ответственностью и вниманием.

Так можно ли работать водителем при сахарном диабете разных типов? Ответ прост: можно, но только при соблюдении определенных правил безопасности на дороге.

Сахарный диабет вовсе не является поводом для того, чтобы отказать себе в удовольствии управлять любимым автомобилем.

Но не следует забывать о том, что любая дорога — очень опасное и непредсказуемое место, во время движения по которому нужно быть предельно внимательным и бдительным. Для того, чтобы полностью исключить риск во время поездки, необходимо соблюдать некоторые простые и понятные правила поведения на дороге.

Читать дальше:  Вид во двор колодец уменьшает стоимость квартиры

Перед каждой поездкой обязательно нужно тщательно проверять аптечку, которая, помимо стандартного набора медикаментов, должна содержать глюкометр. Если больной отмечает у себя хотя бы минимальные изменения самочувствия, то ему необходимо немедленно остановить транспортное средство для того, чтобы проверить процент глюкозы.

Важно запомнить, что продолжать движение при плохом самочувствии категорически запрещено.

Прежде чем садиться за руль обязательно нужно проверить зрение.

Важно убедиться в том, что все предметы на дороге четко видны. Еще одним немаловажным моментом является то, что нельзя садиться за руль в первые несколько дней после назначения нового лечения, особенно, если были прописаны препараты с неизвестными побочными действиями.

В наше время автомобиль занимает важное место в жизни человека. С ним может быть связана работа, заработок, появляется дополнительная комфортная возможность съездить за город, на рыбалку, отвести все необходимое на дачу, добраться до другого города и так далее. Сложно себе представить современную жизнь без машин.

Но помимо комфорта и удобства есть и другая сторона. Вождение автомобиля – это огромная ответственность, необходимость соблюдения строгих и четких правил дорожного движения, при невыполнении которых может случиться непоправимое. Поэтому от действий водителя зависит очень многое.

Как известно, для получения водительского удостоверения необходимо пройти специальную медицинскую комиссию. Она определяет, способен ли человек в полной мере управлять транспортным средством, или нет, есть ли какие-либо ограничения. Водительскую комиссию необходимо проходить раз в три года и, конечно, за эти три года может многое измениться.

В нашей стране нет четких предписаний относительно сахарного диабета 2 типа и возможности управления автомобилем. Медицинская комиссии руководствуется Приказом Министерства Здравоохранения СССР №555 от 29.09.1989 года «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств» с поправкой от 14.03.1996 года.

Применимо к вождению мотоциклов, мотороллеров и легковых автомобилей (категория А и В), среди перечней заболеваний, при которых запрещено вождение вышеуказанных транспортных средств, под пунктом 28 значится «эндокринные заболевания со стойкими и выраженными нарушениями функции.

Решение принимается индивидуально, на основании заключения эндокринолога; при течении заболевания с расстройствами сознания, склонностью к коматозным состояниям негодны». 1.

К сожалению, сахарный диабет является строгим противопоказанием для получения водительского удостоверения по категории В для работы по найму и других категорий – С, D, а также категории Е для работы по найму.

То есть, как таковой сахарный диабет 2 типа не является противопоказанием к управлению легковым автомобилем. Для прохождения медицинской комиссии необходимо будет представить заключение эндокринолога, у которого Вы регулярно наблюдаетесь.

  1. Остановиться. Зависимо от ситуации это может быть обочина, парковка или трасса. В последнем случае нужно включить аварийную систему.
  2. Выключить зажигание.
  3. Принять специальные медикаменты для восстановления гликемии.
  4. Спустя 10—15 минут измерять уровень глюкозы.
  5. При нормализации показателей и исключении вероятности повторного приступа перекусить тяжелыми углеводами.
  6. После восстановления самочувствия продолжить движение.

Следующим действием должно оказаться использование медленных углеводов. Продолжать же движение можно будет исключительно после абсолютной уверенности в собственном самочувствии. Именно такой разрешающий алгоритм действий и должен соблюдаться, при этом должны учитываться все пункты, потому что они являются обязательными.

Можно ли работать водителем при сахарном диабете 2 типа?

Ошибочным мнением является то, что при сахарном диабете работать противопоказано. Существуют роды деятельности, которые не запрещают работать таким пациентам:

  • преподаватель;
  • врачебная деятельность;
  • библиотекарь;
  • программист;
  • секретарь;
  • копирайтер;
  • менеджер;
  • психолог.

Пациенты должны учитывать наличие патологии при выборе профессии, поскольку каждая работа требует определенного режима или распорядка. А диабетикам не каждый из них подходит. Важно отказаться от труда в ночное время суток. Для улучшения показателей качества жизни рекомендовано придерживаться таких советов врачей:

  1. Держать при себе средства, способные быстро повлиять на углеводный обмен – инсулин, сахароснижающие препараты, конфеты или сахар;
  2. Коллеги должны знать о наличии у вас такой патологии. Это необходимо, чтобы они смогли быстро оказать неотложную помощь и вызвать скорую;
  3. Больные сахарным диабетом имеют некоторые социальные льготы – увеличивается длительность отпуска, сокращается рабочий день.

Иногда пациенты могут утверждать, что они продолжают работать машинистом поезда или водителем городского транспорта. В такой ситуации следует уточнить степень тяжести процесса, поскольку при тяжелом течении заболевания это противоречит здравому смыслу.

Как сохранить работу водителем

Врачу следует донести до пациентов, что наличие сахарного диабета не считается противопоказанием к управлению транспортным средством. Но это возможно при адекватном контроле патологии, а при малейшей дестабилизации состояния должны приниматься меры. Важным аспектом является удостоверение диабетика, которое позволит быстро сориентироваться окружающим при потере сознания.

Пациенты должны придерживаться всех рекомендаций лечащего врача относительно образа жизни, рациона, лечения. Это позволит предупредить быстрое прогрессирование болезни.

Работающий водителем человек должен осознавать, что возможны некоторые трудности из-за режима питания, уколов инсулина. Иногда эти нюансы делают такую работу невозможной.

Второй тип патологии несколько проще в этом отношении, но все равно следует минимизировать количество стрессовых ситуаций, нормализовать режим труда и отдыха. При тяжелой степени диабета пациентам рекомендуют работать дома.

Лучшими профессиями для таких пациентов считаются:

  • библиотекарь;
  • учитель;
  • экономист;
  • менеджер;
  • врач терапевтического профиля;
  • лаборант;
  • дизайнер;
  • медсестра терапевтического стационара.

Как совмещать вождение и диабет

На сегодняшний день каждый больной интересуется, так можно ли управлять автомобилем при сахарном диабете?

Читать дальше:  Нейтральная характеристика на сотрудника образец

Здесь можно ответить следующее: практически у каждого человека с данным заболеванием имеется личное транспортное средство. Это дает ему определенные привилегии: он может ездить на работу, на природу с семьей, путешествовать, а также совершать поездки в дальние населенные пункты.

Вождение автомобиля при таком заболевании, как сахарный диабет является вполне возможным. Безусловно, потребуется соблюдать значительную осторожность, помнить о соблюдении множества правил и нюансов. Также, в зависимости от степени тяжести основного патологического состояния, может оказаться необходимой проверка способности владеть правами более частая, чем у людей с нормальным здоровьем.

Основные нормы допуска к вождению

Ведущим критерием, который определяет допустимость вождения машины при диабете, следует считать степень тяжести патологического состояния, присутствие таких серьезных осложнений, которые оказывают влияние на возможность управления транспортным средством.

Кроме этого, не следует забывать о значимости отличной психологической готовности и вероятности возникновения неожиданного приступа гипогликемии.

Следует понимать, что последний из представленных пунктов является, пожалуй, самым серьезным, потому что именно неожиданное уменьшение показателей сахара в крови сопряжено с наиболее значительной опасностью для движения в автомобильном потоке. Именно вследствие указанных факторов лицам, достаточно долго принимающим инсулин или лекарственные компоненты сульфатмочевины, права вообще не выдавались. На сегодняшний же день диабетикам настоятельно рекомендуется озаботиться осуществлением целого ряда мероприятий. Говоря об этом, обращают внимание на такие нормы, как:

  • прохождение общей комиссии соответственно с требованиями медицинских справок автолюбителей в общем;
  • при отсутствии серьезных препятствий и других рекомендаций со стороны эндокринолога, получение водительских прав оказывается вполне возможным;
  • традиционно речь идет о правах на управление транспортом категории В, а именно легковых автомобилей. Их вместимость составляет до восьми человек.

Необходимо понимать, что, несмотря на то, что представленное патологическое состояние не подразумевает отсутствия водительских прав, каждый впервые заболевший автолюбитель просто обязан сообщить об образовании у него недуга.

Речь идет именно о таком заболевании, которое протекает дольше трех месяцев и оказывает какое-либо влияние на способность управлять автомобильным средством. В особенности важным это является для водителей городского или междугороднего транспорта, а также такси, разрешить вождение которым может исключительно специальная комиссия.

Как правильно вести себя за рулём при диабете?

Соблюдение определенных норм позволит каждому автолюбителю быть предельно корректным и грамотно вести себя за рулем. Прежде всего, хотелось бы обратить внимание на то, что каждый водитель с представленным патологическим состоянием должен четко осознавать собственную ответственность и в максимальной степени предотвращать любые, даже вероятные, сложности в пути. Помимо этого, не менее важным пунктом является то, что при наличии даже минимальных проблем со зрительными функциями, необходимо садиться за руль либо в очках, либо в контактных линзах. Если отклонения усугубляются, необходимо менять очки и линзы в зависимости от изменившегося зрения.

Еще одним правилом, на которое настоятельно рекомендуется обратить внимание, является отказ от возможности вождения, когда приступ гипогликемии может наступить мгновенно.

Это происходит тогда, когда человек просто перестает ощущать его приближение. Помимо этого, будучи водителем при сахарном диабете, очень важно дополнительно контролировать гликемию каждые 60 минут – и поступать таким образом все время нахождения за рулем. Кроме этого, диабетологи обращают внимание на то, что:

  1. очень опасно управлять автомобильным средством при показателях сахара меньше пяти ммоль;
  2. в машине всегда должен присутствовать определенный запас так называемых быстрых углеводов. Речь идет о соке, кусковом сахаре или газировке, а также незначительный перекус, например, печенье или хлебцы, которые дадут возможность подкрепить организм;
  3. следует брать с собой такое приспособление, как глюкометр. Желательно также, чтобы он был отдельным именно для машины и включал в себя полноценный набор тестовых полосок.

Очень важно не усаживаться за руль в голодном состоянии, в том числе и в надежде подкрепиться где-нибудь в ближайшем кафе. Не менее важно учитывать, что неправильно было бы вводить лишнее количество инсулина перед поездкой.

При этом даже на уменьшение показателей рекомендуется применять исключительно столько гормонального компонента, сколько необходимо или немногим меньше.

Что делать водителю при гипогликемии?

Итак, если начался приступ гипогликемии, то, в первую очередь, необходимо будет спокойно и не спеша прижаться к обочине или просто припарковаться. Если такая возможность отсутствует, то, в крайнем случае, вполне допустимо будет просто остановиться и включить специальные аварийные сигнальные огни.

Далее настоятельно рекомендуется использовать так называемые быстрые углеводы в соотношении одной-двух единицы. Безусловно, каждый диабетик сам знает, какое именно количество необходимо лично ему для восстановления показателей гликемии, а потому оно вполне может меняться, если такая необходимость существует. Помимо этого, необходимо будет проконтролировать еще раз показатели сахара, чтобы можно было убедиться в завершении приступа.

Следующим действием должно оказаться использование медленных углеводов. Продолжать же движение можно будет исключительно после абсолютной уверенности в собственном самочувствии. Именно такой разрешающий алгоритм действий и должен соблюдаться, при этом должны учитываться все пункты, потому что они являются обязательными.

Таким образом, диабетику, как первого, так и второго типа вполне разрешается управлять транспортным средством или быть профессиональным водителем. Однако важно помнить о максимальном контроле собственного состояния, соблюдении основных норм и периодических проверках у специалиста. Именно это даст возможность не сомневаться в том, что диабетик сможет контролировать свое состояние, а вероятность аварии или других происшествий окажется минимальной.

Видео о диабетиках за рулём:

Оцените статью
Добавить комментарий

Adblock
detector