- Что значит унитарное предприятие
- Виды унитарных предприятий
- Признаки унитарного предприятия
- Причины образования унитарных предприятий
- Цели деятельности
- Учредительные документы
- Уставной фонд
- Как формируется имущество унитарного предприятия
- Способы использования имущества
- Количество участников унитарного предприятия
- Примеры унитарных предприятий в России
- Преимущества и недостатки унитарного предприятия
- Содержание
- Российская Федерация [ править | править код ]
- СНГ [ править | править код ]
Унитарное предприятие — это определенная фирма, которая не имеет право распоряжаться собственностью. У него имеется лишь один владелец, а имущество его выделяется в соответствии с государственным законодательством.
Такие объекты создаются не только за счет государства, но и за счет муниципалитета.
Что значит унитарное предприятие
Это определенная фирма или иной объект, при этом собственник не имеет права распоряжаться имуществом предприятия. Данные объекты имеют ряд отличительных признаков, которые возводят их в ряд таких образований.
К этим признакам относится следующее:
- участники его могут создаваться государством РФ, субъектами государства, а также муниципальными образованиями;
- существование документов, таких как устав и решение собственника;
- существующий уставной капитал;
- неделимая собственность, которая может делиться лишь по вкладам, паям и прочим критериям;
- такими объектами могут выступать лишь муниципалитет и государство;
- все вопросы регулируются органами местной или государственной власти.
Виды унитарных предприятий
Такие объекты подразделяются на подвиды:
- на праве хозяйственного ведения (при этом имущество является принадлежностью государства);
- в виде оперативного правления, когда имущество принадлежит государству, но согласуется с собственником. Такой вид называется казенным.
Также такие объекты делятся на виды по правам собственности:
- муниципальные — аббревиатура (МУП);
- государственные (ГУП);
- ФГУП — расшифровывается как Федеральное.
При этом, в зависимости от владения имуществом, такое предприятие наделяется определенным статусом, и собственник получает свои права и несет ответственность за объект.
Признаки унитарного предприятия
Такие фирмы имеют ряд отличительных признаков. Существуют таблицы, в которых наглядно определены признаки таких фирм:
- имущество неделимо;
- существует предмет и цель его деятельности, а также обязательный устав;
- только государство и муниципалитет могут выступать ими.
Каждый признак, совместно с остальными, определяет положение фирмы.
Причины образования унитарных предприятий
Существует ряд основных причин, по которым образуется такого типа объект.
К ним относятся:
- определенная деятельность;
- решение некоторых проблем социального характера;
- реализация производственных товаров и услуг по наименьшим ценам.
Так, ряд причин образования таких объектов позволяют определить их суть.
Цели деятельности
В законе ГК РФ есть пункт, который гласит, что такие предприятия являются юридическими лицами (коммерческими), поэтому их цель — приносить прибыль в пользу руководителя или владельца имущества.
Кроме того, они обязаны покрывать все расходы.
Помимо этого, собственники обязаны удовлетворять интересы страны, а также обеспечивать выполнение нужд государства.
Учредительные документы
К документам относятся решение об учреждении, а также устав. Он утверждается учредителем фирмы. В нем обязательно должна содержаться информация о размере фонда, а также о направлениях получения прибыли.
Уставной фонд
При основании унитарного предприятия обязательно должен быть образован фонд. Он имеет определенный набор характеристик.
Минимальным размером может быть 5000 МРОТ, если речь идет о государственном объекте. Если подразумевается муниципальная организация, то сумма его должна быть как минимум тысяча МРОТ.
При этом срок его формирования должен быть не более трех месяцев после регистрации.
Как формируется имущество унитарного предприятия
Основой его использования является определенный вид ведения.
При варианте хозяйственного ведения предприятия могут распоряжаться объектами, продукцией, которую производят, при этом самостоятельно обозначая границы и стоимость данных видов, но обязательно в соответствии с ФЗ.
При оперативном типе ведения, казенное предприятие обязано учитывать интересы владельца, распоряжаясь чем бы то ни было.
Способы использования имущества
Оно может передаваться объекту по решению владельца для того, чтобы производить оплату капитала.
Полученная при ведении хозяйства прибыль также признается источником формирования имущества. Существуют и иные источники.
Количество участников унитарного предприятия
Само определение «унитарный» означает наличие лишь одного собственника.
Собственность при этом не делится на части и доли. Поэтому субъектов организации при таком типа предприятия нет.
При ликвидации такой фирмы имущество остается собственнику.
Примеры унитарных предприятий в России
В нашем государстве существует несколько примеров созданных фирм.
Одним из них является «Единый расчетный центр», находящийся в городе Москва. Также к ним можно отнести МУП «Эврика» в Москве, занимающийся строительством и ремонтом зданий и сооружений.
Помимо них, таким же является ОГУП «Областной аптечный склад», имеющий 9 филиалов.
Преимущества и недостатки унитарного предприятия
Одним из главных плюсов является нацеленность на реализацию важных для общества и корпоративных целей и задач. Помимо этого, существует высокая степень защищенности такого производства.
Также явным достоинством является степень ответственности частного владельца. Он отвечает лишь за собственное ведение, но при этом не отвечает по обязательствам.
Недостатками его деятельности являются необходимость совмещения управления, инноваций и ведения коммунального и иного рода хозяйства. А также возникновение определенных сложностей с финансированием.
Такого рода фирмы образуются в соответствии с законодательством государства. Правовое положение такого объекта регулируется гражданским кодексом РФ и Федеральным законом.
У него имеется единственный собственник, интересы которого обязательно сочетаются с интересами государства. Множество преимуществ таких производств позволяют управлять некоторыми видами услуг, товаров и иной деятельностью.
Организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Имущество является неделимым и не распределяется по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. Помимо сведений, указанных в ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации [1] , правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется Гражданским кодексом и законом о государственных и муниципальных предприятиях.
Содержание
Российская Федерация [ править | править код ]
В Российской Федерации — России основным законом, регламентирующим деятельность унитарных предприятий, является Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и пунктом 3 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2] .
Унитарные предприятия могут быть трёх типов:
- федеральное государственное предприятие (ФГП; до утверждения федерального закона № 161-ФЗ — федеральное государственное унитарное предприятие, ФГУП),
- государственное предприятие субъекта Российской Федерации (ОГУП, КГУП, РГУП [3] ),
- муниципальное предприятие (МУП) — унитарное предприятие муниципального образования.
Унитарное предприятие — коммерческая организация, не наделённая правом собственности на закреплённое за ней собственником имущество. Такие предприятия именуются унитарными, поскольку их имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям.
В такой форме могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия. Имущество (соответственно государственное или муниципальное) принадлежит унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Вещное право на имущество унитарных предприятий (а также учреждений) принадлежит их учредителям [4] .
Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, но не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Размер уставного фонда государственного унитарного предприятия должен составлять не менее чем 5000 МРОТ, муниципального — не менее чем 1000 МРОТ.
Учредительным документом унитарного предприятия являются:
- решение об учреждении федерального государственного предприятия принимается Правительством Российской Федерации или федеральными органами исполнительной власти в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов;
- решение об учреждении государственного предприятия субъекта Российской Федерации или муниципального предприятия принимается уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в соответствии с актами, определяющими компетенцию таких органов [5] ;
- устав.
Документом, определяющим порядок управления унитарного предприятия, является его устав.
Унитарное предприятие не вправе создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путём передачи ему части своего имущества (дочернее предприятие) [6] . Данное ограничение было введено законом № 161-ФЗ, тогда как ранее российское законодательство позволяло унитарным предприятиям, основанным на праве хозяйственного ведения, создавать дочерние унитарные предприятия. С принятием указанного закона существовавшие дочерние унитарные предприятия подлежали присоединению к учредившим их предприятиям в шестимесячный срок, то есть до 3 июня 2003 года.
Унитарные предприятия обязаны в случаях, определенных собственником имущества, проводить ежегодный обязательный аудит. При этом, в соответствии с п.16 ч.1 ст. 20 закона № 161-ФЗ, собственник имущества унитарного предприятия утверждает аудитора и определяет размер оплаты его услуг.
Обычно унитарные предприятия расцениваются как менее прозрачная форма по сравнению с акционерными обществами, поскольку в последних закон устанавливает процедуры корпоративного управления.
Проведение закупок государственными унитарными предприятиями на собственные средства регулируется Федеральным законом Российской Федерации от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ«О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». В части расходования предоставленных бюджетных средств, начиная с 01.01.2017, — Федеральным законом от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (вступил в силу с 01.01.2014 г.). До этого действовал Федеральный закон Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ.
Поскольку в соответствии с п. 2 ст. 50 и ст. 113 Гражданского кодекса Российской Федерации унитарные предприятия являются коммерческими юридическими лицами, их деятельность направлена на извлечение прибыли в пользу собственника имущества — государства или муниципального образования, а также для покрытия собственных расходов. Кроме того, безусловно, целью деятельности является не только извлечение прибыли, а и удовлетворение публичных интересов государства, обеспечение государственных нужд.
При этом в зависимости от способа закрепления имущества выделяется два вида унитарных предприятий (п. 2 ст. 113 ГК России):
- унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК России);
- унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (казённые предприятия; ст. 115 ГК России — утратила силу).
ФГУП, в отличие от негосударственных юридических лиц, не только являются крупными налогоплательщиками, но и ежегодно отчисляют 25 % прибыли в федеральный бюджет в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях». Например, для ФГУП «Связь-безопасность» в 2016 году было утверждено перечисление 8 530 000 рублей (25 % от чистой прибыли предприятия за 2015 г.) [7] .
В 2002 году в Белгороде на создано муниципальное казенное учреждение МКУ «Муниципальная стража». Основной вид деятельности которой по коду ОКВЭД: 80.10 — Деятельность частных охранных служб. Учредитель Администрация города Белгород. [8] [9]
На основании статьи 6 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», унитарные предприятия могут быть участниками (членами) коммерческих организаций, а также некоммерческих организаций. [10]
СНГ [ править | править код ]
В большинстве государств и стран Содружества независимых государств (СНГ) существуют также частные унитарные предприятия (ЧУП), не наделённые правом собственности на закреплённое за ним имущество. Имущество является неделимым и не может быть распределено по вкладам, паям, долям, акциям и находится в общей совместной собственности его членов: физических лиц, одного физического лица или одного юридического лица. К таковым относят крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные, семейные и дочерние предприятия. В Российской Федерации в качестве самостоятельных организаций, за исключением дочерних предприятий, таковые не признаются, а руководители таких организаций являются индивидуальными предпринимателями, что создаёт имущественные и организационные трудности у индивидуального предпринимателя (фактически предприятия). Так, например, отсутствует право частной собственности на предприятие, как на имущественный комплекс, поскольку предприятие предполагает дополнительные хозяйственные отношения, чего нет при индивидуальном предпринимательстве, нет чёткого регламента положения членов в предприятии, распределения прибыли и ответственности между ними и многих других аспектов.
Существует два вида кооперативов: производственные кооперативы и потребительские кооперативы, последние являются некоммерческими организациями.
Производственные кооперативы (артели) представляют собой добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности (производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и иной продукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание и пр.), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов.
Правовое положение производственных кооперативов определяется ГК РФ (ст. 107) и Федеральным законом от 8 мая 1996 г. № 41-ФЗ "О производственных кооперативах" (в ред. от 30 ноября 2011 г.).
Организация производственного кооператива. Учредительным документом производственных кооперативов является его устав, утверждаемый общим собранием его членов. Число членов кооператива нс должно быть меньше пяти. Имущество, находящееся в собственности производственных кооперативов, делится на паи его членов в соответствии с уставом кооператива. Кооператив не вправе выпускать акции. Член кооператива имеет один голос при принятии решений общим путем. Член кооператива обязан внести к моменту регистрации кооператива не менее 10% паевого взноса, а остальную часть – в течение года с момента регистрации. Прибыль делится между работниками в соответствии с установленным соглашением.
Управление производственным кооперативом. Высшим органом управления кооператива является общее собрание его членов. В кооперативах с числом участников более 50 человек может быть создан наблюдательный совет, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов кооператива. Исполнительными органами кооператива являются правление и его председатель.
Ответственность производственного кооператива. Члены производственного кооператива несут по обязательствам кооператива субсидиарную ответственность в размерах и в порядке, предусмотренных законом о производственных кооперативах и уставом кооператива.
Преимущества производственных кооперативов:
- • членство в кооперативе обычно предполагает трудовое участие в его деятельности;
- • не ограничено количество участников;
- • возможно участие в его деятельности юридических лиц.
Недостаток производственных кооперативов: наличие субсидиарной ответственности по долгам кооператива ограничивает степень распространения данной организационно-правовой формы предприятий.
Производственный кооператив по единогласному решению его членов может преобразоваться в хозяйственное товарищество или общество.
В соответствии со ст. 113 ГК РФ эта организационно-правовая форма существует только для государственной и муниципальной собственности.
Правовое положение государственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях.
Унитарным предприятием признается коммерческая организация, нс наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.
Организация унитарного предприятия. Единственным учредительным документом унитарного предприятия является его устав, содержащий сведения о размере уставного фонда предприятия, порядке и источниках его формирования, предмете и целях деятельности предприятия. Фирменное наименование унитарного предприятия должно содержать указание на его собственника.
Управление унитарным предприятием. Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо органом, уполномоченным собственником.
Ответственность унитарного предприятия. Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Однако оно не несет ответственности по обязательствам собственника его имущества.
Различают: унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления.
Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения (ст. 114 ГК РФ), создается по решению уполномоченного государственного органа или органа местного самоуправления.
Учредительным документом предприятия является его устав, утвержденный уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления. Размер уставного фонда предприятия не может быть менее суммы, установленной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. К моменту государственной регистрации предприятия его уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником.
Собственник имущества решает вопросы определения предмета и целей деятельности предприятия, его реорганизации и ликвидации, имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Унитарное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему па праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно может распоряжаться самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами. Собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия.
В соответствии со ст. 115 ГК РФ унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие), создается, реорганизуется и ликвидируется только по решению Правительства РФ.
Фирменное наименование предприятия должно указывать на то, что данное предприятие является казенным.
Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления.
Права казенного предприятия и закрепленное за ним имущество определяются ст. 296 и 297 ГК РФ, согласно которым казенное предприятие пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Оно вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом только с согласия собственника этого имущества, собственник имущества вправе изъять лишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению; собственник имущества устанавливает и порядок распределения доходов казенного предприятия.
Собственник несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.
Преимущества государственных и муниципальных унитарных предприятий:
- • нацеленность на реализацию общественно значимых задач;
- • более высокая степень защищенности унитарных предприятий, основанных на праве оперативного управления, так как при недостаточности их имущества государство несет субсидиарную ответственность по их обязательствам;
- • в унитарном предприятии, основанном на праве хозяйственного ведения, собственник имущества не отвечает по обязательствам предприятия;
- • может создавать дочерние унитарные предприятия путем передачи им части имущества в хозяйственное ведение.
Недостатки государственных и муниципальных унитарных предприятий:
- • ограниченная экономическая самостоятельность (особенно у казенных предприятий);
- • уставный фонд унитарного предприятия полностью оплачивается собственником до государственной регистрации. Размер уставного фонда – не меньше 1000 размеров МРОТ.
Из всех рассмотренных выше организационно-правовых форм юридических лиц наибольшее распространение получили: общества с ограниченной ответственностью, закрытое и открытое акционерные общества.
Помимо перечисленных выше организационно-правовых форм с целью упростить деятельность инновационных "start-up" Правительством России в 2011 г. была предложена новая форма юридических лиц – хозяйственное партнерство, деятельность которого регулируется Федеральным законом от 3 декабря 2011 г. № 380-(0.3 "О хозяйственных партнерствах".
В соответствии с законом хозяйственным партнерством (далее – партнерство) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, в управлении деятельностью которой в соответствии с настоящим Федеральным законом принимают участие участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
Организация партнерства. Партнерства могут создаваться группами учредителей от 2 до 50 человек на правах долевого участия. Вклад партнеров может быть финансовым или материальным, а может быть представлен в виде нематериальных активов.
Управление партнерством. Осуществляется на основании соглашения об управлении партнерством, которое содержит:
- — сведения о предмете деятельности партнерства;
- – условия о размере, составе, сроках и порядке внесения участниками партнерства вкладов в складочный капитал, порядке изменения долей участников партнерства в складочном капитале партнерства;
- – условия ответственности участников партнерства за нарушение обязанностей по внесению вкладов в складочный капитал партнерства;
- – условия обеспечения конфиденциальности информации об условиях участия участников партнерства и иных лиц в партнерстве, о содержании его деятельности, а также ответственность за нарушение конфиденциальности;
- – порядок разрешения возможных споров между участниками соглашения об управлении партнерством и другие сведения.
Участники партнерства осуществляют управление деятельностью партнерства пропорционально принадлежащим им долям в складочном капитале партнерства.
Ответственность партнерства. Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, однако оно не отвечает по обязательствам своих участников.
Преимущества хозяйственного партнерства:
- • его участники не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с деятельностью партнерства, в пределах сумм внесенных ими вкладов;
- • его участник вправе передать свою долю в складочном капитале партнерства путем ее продажи или отчуждения иным образом другому участнику партнерства, партнерству либо третьему лицу;
- • использование гибких форм управления бизнесом, распределения прибыли, выхода и входа в дело.
Недостатки хозяйственного партнерства:
- • оно не может быть учреждено одним лицом;
- • запрещено его создание путем реорганизации существующих юридических лиц (слияния, разделения, выделения, преобразования);
- • отсутствие возможности осуществлять эмиссию облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг;
- • не имеет право на размещение рекламы своей деятельности.
В случае если численность дольщиков превысит 50 человек, партнерство должно быть преобразовано в акционерное общество.
Еще одной новой организационно-правовой формой является инвестиционное товарищество, которое регулируется Федеральным законом от 28 ноября 2011 г. № 335-ΦЗ "Об инвестиционном товариществе", вступившем в силу с 1 января 2012 г. и Налоговым кодексом.
Инвестиционное товарищество – это организационно-правовая форма, позволяющая объединить финансовые и организационные усилия нескольких участников для инвестиций в рисковые проекты или проекты, требующие существенных капиталовложений. Главным правовым основанием создания инвестиционного товарищества является договор. Дополнительно к договору участникам необходимо принять инвестиционную декларацию, которая является приложением к договору. Ее также называют политикой ведения общих дел. Данный документ должен быть утвержден товарищами и предусматривает ограничение объема и размера сделок, совершаемых одним или несколькими управляющими товарищами.
Организация инвестиционного товарищества.
Инвестиционное товарищество могут создавать юридические лица любых организационно-правовых форм и форм собственности и индивидуальные предприниматели. Число товарищей не должно быть менее двух и более 50 лиц.
Участники инвестиционного товарищества делятся на две группы:
- – обычные товарищи, которые не являются управляющими, их цель – получить прибыль;
- – управляющие товарищи, которые осуществляют ведение общих дел товарищей. За свою работу они получают вознаграждение.
Каждый из товарищей обязан внести свой вклад в общее дело. Согласно общему правилу вкладом могут быть только денежные средства. Управляющие товарищи могут в качестве вклада вносить иное имущество, имеющее денежную оценку права, профессиональные знания, навыки, умения и деловую репутацию.
Управление инвестиционным товариществом.
Согласно закону участники товарищества могут иметь два статуса: простых и управляющих. Последние, кроме внесения вклада, ведут общие дела от имени товарищества. Управляющим товарищем может выступать только юридическое лицо. Обязанности по учету доходов и расходов товарищества, открытию банковского счета и ведению налогового учета исполняет один из управляющих товарищей – уполномоченный товарищ, который имеет право получать вознаграждение за эту работу. Вести дела инвестиционного товарищества может также созданный товарищами инвестиционный комитет.
Ответственность инвестиционного товарищества.
- • Простые товарищи. Ответственность по общим договорным обязательствам (контрагенты – субъекты предпринимательской деятельности) ограничена размером их вкладов в общее имущество.
- • Управляющие товарищи. Кроме упомянутого выше, солидарно несут субсидиарную ответственность по обязательствам всем своим имуществом, если общего имущества инвестиционного товарищества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов.
По общим обязательствам, которые возникли не из договоров или из договоров, контрагенты по которым не являются субъектами предпринимательской деятельности, все участники товарищества отвечают солидарно всем своим имуществом.
Преимущества инвестиционного товарищества:
- • ограниченная ответственность простых товарищей по общим договорным обязательствам (контрагенты – субъекты предпринимательской деятельности) размером их вкладов в общее имущество;
- • инвестиционное товарищество как правовая конструкция позволяет иностранным компаниям снизить риски при инвестировании;
- • отсутствуют ограничения на участие в договоре инвестиционного товарищества органов государственной власти;
- • любое лицо может участвовать в нескольких инвестиционных товариществах.
Недостатки инвестиционного товарищества:
- • участники товарищества могут осуществлять совместно только инвестиционную деятельность, иная – не предусмотрена законом;
- • инвестиционное товарищество создается с указанием срока действия. Срок действия договора товарищества не может превышать 15 лет;
- • вкладом обычных товарищей могут быть только деньги;
- • запрет на рекламу совместной инвестиционной деятельности.
Российские правила об инвестиционных товариществах соответствуют всем международным нормам коллективного инвестирования. Данная форма открывает массу возможностей для реализации интересных инновационных бизнес- проектов с привлечением как российских, так и иностранных инвесторов.
Помимо вышеназванных форм в российском законодательстве может появиться еще одна организационно-правовая форма – некоммерческая унитарная организация "Публично-правовая компания". Такие юридические лица будут создаваться на основании решения Правительства РФ либо федерального закона, и осуществлять свою деятельность в интересах государства и общества.
В связи с этим Правительством РФ в Государственную думу внесен проект Федерального закона "О публичноправовых компаниях в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данный законопроект направлен прежде всего на решение проблемы использования временно свободных средств публично-правовых компаний. Их инвестирование предлагается осуществлять на принципах возвратности, прибыльности и ликвидности приобретаемых активов (объектов инвестирования). При этом перечень разрешенных активов (объектов инвестирования), порядок и условия инвестирования, порядок и механизмы контроля за данной деятельностью, а также порядок совершения таких сделок, формы отчетов и порядок их предоставления и раскрытия будет определять Правительство РФ [1] .