- Комментарий
- Понятие административно-правовой нормы, ее структура
- Виды норм административного права
- Реализация административно-правовых норм
- Значение и основные виды классификаций видов норм административного права
- Основания
- Систематизация правовых норм по предмету регулирования
- Материальные
- Процессуальные
- Предписание
- Что означает императивность
- Характеристика норм рекомендательного характера
- В зависимости от предмета регулирования
- Обязывающие
- Управомачивающие
- Запретительные
- Стимулирующие
- По субъекту регулирования
- По подчиненности
- В зависимости от функционального назначения
- По уровню обобщения
- Общие
- Специальные
- Видео
Императивные нормы — категорические, строго обязательные веления (нормы права), не допускающие отступлений и иной трактовки предписания.
Императивные нормы характерны для публичного права.
Комментарий
Одна из классификаций правовых норм — подразделение их на императивные и диспозитивные нормы права.
Императивные нормы представляют собой строго обязательные веления, не допускающие отступлений.
Пример
Пункт 2 статьи 3 Налогового кодекса РФ определяет — налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
Пример
Статья 143.1. "Требования к документарной ценной бумаге" (п. 2) ГК РФ: "При отсутствии в документе обязательных реквизитов документарной ценной бумаги, несоответствии его установленной форме и другим требованиям документ не является ценной бумагой, но сохраняет значение письменного доказательства".
Императивные нормы характерны для публичных отраслей права, но применяются также и в частном праве. Так, упоминаются императивные нормы в ст. 422 ГК РФ: "Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения."
Разъяснения судам по поводу применения императивных и диспозитивных норм в спорах вытекающих из хозяйственных договоров указаны в Постановлении Пленума ВАС РФ от 14.03.2014 N 16 «О свободе договора и ее пределах».
Диспозитивные нормы, в отличие от императивных, предоставляют субъектам права возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению.
Понятие административно-правовой нормы, ее структура
Административно-правовая норма — устанавливаемая государством мера должного и возможного поведения, регулирующая возникновение, изменение и прекращение общественных отношений, складывающихся в сфере государственного управления (а точнее — механизма исполнительной власти). Особенности административно-правовых норм:
- имеют императивный характер;
- обеспечивают нормальное функционирование всей системы исполнительной власти;
- определяют правовое положение, меру должного поведения, порядок взаимодействия субъектов управленческих отношений;
- служат для реализации назначения и функций исполнительной власти (проведение в жизнь требований закона);
- имеют собственные средства защиты от возможных нарушений — институт административной и дисциплинарной ответственности;
- являются базой для регулирования иных общественных отношений (финансовых, трудовых, земельных);
- достаточно часто являются результатом административного правотворчества, осуществляемого субъектами управленческих отношений в процессе реализации исполнительной власти;
- имеют подзаконный характер (вторичны по отношению к Конституции РФ и нормам законов), опосредуют нормы законодательства.
Условия административного правотворчества:
- такая возможность должна быть предусмотрена в законодательном акте (который определяет конкретного субъекта и объем его полномочий) или в компетенции субъекта исполнительной власти;
- осуществляется в интересах внутренней организации механизма исполнительной власти;
- допускается в силу реализации «делегированного» законодательства.
Структура административно-правовых норм включает гипотезу, диспозицию, санкцию, но часто гипотеза (условия действия административно-правовых норм) не выражена или выражена косвенно.
- по степени определенности: абсолютно-определенные (конкретные обстоятельства), относительно-определенные (общая характеристика условий);
- по способу изложения: казуистичные, абстрактные;
- по предназначению: общие, специальные;
- по внутренней структуре: простые (одно условие), сложные (кумулятивные — одновременно несколько условий, альтернативные — одно из нескольких условий).
Диспозиция — права, дозволения, предписания, обязанности, запреты. Предложенную классификацию можно дополнить следующими положениями:
- в рамках абсолютно-определенных диспозиций выделяют простые (признаки в силу очевидности не называются) и описательные (правило и его признаки);
- бланкетные (ссылка на нормы другого акта) и отсылочные (ссылка на нормы этого же акта).
Санкция — последствия нарушения нормы:
- пресекательные;
- восстановительные;
- карательные.
Виды норм административного права
1) По содержанию регулирования:
- общие — регулируют общие для всех отраслей управления общественные отношения;
- особенные — регулируют общественные отношения, складывающиеся в конкретных сферах управления (экономической, административно-политической, социально-культурной).
2) По предмету регулирования:
- материальные — регулируют сущность управленческих отношений (административно-правовой статус участников, правовой режим функционирования исполнительной власти);
- процессуальные — определяют порядок и методы реализации материальных норм государственного управления.
3) По соподчиненности:
- нормы-законы (конституционные, текущих законов РФ и субъектов Федерации);
- подзаконные нормы.
4) По методу воздействия на поведение субъектов:
- обязывающие — предписывают субъектам совершать определенные положительные действия в предусмотренных условиях (т. е. обязательные предписания);
- уполномочивающие — предусматривают возможность адресата по своему усмотрению действовать в рамках требований нормы. Но у исполнительного органа (должностного лица) нет абсолютной свободы в выборе варианта поведения, он может лишь проявлять инициативу при выборе положений, предусмотренных нормой;
- запрещающие — содержат запрет на совершение определенных действий в конкретных условиях; могут быть общими (в отношении административных правонарушений) и специальными;
- поощрительные — обеспечивают должное поведение адресата путем материального, морального стимулирования.
5) По субъекту выделяют нормы, регулирующие:
- административно-правовой статус (АПС) граждан;
- различных звеньев аппарата государственного управления;
- административно-правовой статус государственных служащих;
- деятельность государственных предприятий, учреждений;
- отдельные аспекты деятельности коммерческих юридических лиц.
- срочные (заранее определен срок их действия, например чрезвычайное положение);
- бессрочные (срок не определен, утрачивают силу в результате официального изменения или отмены).
2. В пространстве:
- общефедеральные: действуют в пределах РФ, иногда за границей (поведение граждан за границей);
- нормы субъекта Федерации;
- местные (локальные);
- межтерриториальные (акты, действующие в условиях чрезвычайного положения, распространяются на ряд территориальных образований);
- специальные (определенный регион).
- правила в отношении всех субъектов управленческих отношений;
- для отдельных категорий субъектов (отдельные виды юридических лиц).
Реализация административно-правовых норм
Процесс административно-правового регулирования состоит из двух стадий: установление административно-правовых норм и их реализация.
Реализация административно-правовых норм — проведение в жизнь предписанных нормой правил, воплощение прав и обязанностей в поведение конкретных участников управленческих отношений.
Исполнение административно-правовых норм — универсальный способ реализации административно-правовых норм, заключающийся в точном следовании всех субъектов управленческих отношений юридическим предписаниям, запретам, дозволениям, предусмотренным в административно-правовых нормах. В рамках исполнения выделяют более узкий вид — соблюдение (реакция адресатов нормы на запреты).
Применение административно-правовых норм — присущий полномочным органам (должностным лицам) способ реализации административно-правовых норм, который заключается в издании ими индивидуальных юридических актов, основанных на требованиях правовых норм. Реализация нормы происходит путем юридически-властного решения конфетного административного дела.
Использование административно-правовых норм проявляется в совершении субъектами управленческих отношений по своему усмотрению действий по реализации предоставленных им субъективных прав.
Источники административного права. Источники административного права — юридические акты различных государственных органов, содержащие административно-правовые нормы. К числу источников административного права относятся:
- международные акты (регулирующие, напр., вопросы таможенного контроля);
- нормы Конституции РФ, регулирующие деятельность органов исполнительной власти (ОИВ), разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными органами исполнительной власти (ФОИВ) и органами исполнительной власти субъектов, закрепляющие права и свободыграждан в сфере государственного управления, а также Конституции РФ и уставы субъектов Федерации;
- законодательные акты, принимаемые на федеральном уровне и представительными органами субъектов Федерации (ФКЗ «О Правительстве РФ», ФЗ «Об основах государственной службы» и т. д.);
- нормативные указы Президента РФ (ст. 90 Конституции РФ) (напр., Указ президента РФ «О структуре федеральных органов исполнительной власти»), утверждаемые его указами положения. Силу источника также имеют акты высших должностных лиц субъектов Федерации (президентов, губернаторов, мэров и т. д.);
- нормативные постановления Правительства РФ (ст. 115 Конституции РФ), утвержденные ими положения, правила, а также постановления высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации;
- в межотраслевом и отраслевом масштабе — нормативные акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных комиссий и др.) и органов исполнительной власти субъектов Федерации;
- нормативные акты органов местного самоуправления — в случае наделения их соответствующими полномочиями.
Ограниченным по сфере действия источником административного права являются нормативные акты руководителей государственных предприятий, учреждений.
Административно-правовые виды норм регулируют правоотношения в сфере государственного управления и в первую очередь касаются органов исполнительной власти. Они не представляют собой разрозненную массу и могут быть классифицированы по различным основаниям в области административного права.
Значение и основные виды классификаций видов норм административного права
Типология административно-правовых норм помогает понять их сущность, назначение и особенности, увидеть перспективы развития и вносить предложения по их совершенствованию.
Основания
Можно разделить административно-правовые нормы в зависимости от предмета регулирования, формы предписания, пределам действия, субъекту регулирования и методу регулирования и многим другим основаниям.
Систематизация правовых норм по предмету регулирования
Наиболее распространена классификация по предмету регулирования. По этому признаку административно-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные.
Материальные
Материальные – закрепляют административно-правовой статус участников правоотношений, фиксируя их права, обязанности и возможную ответственность. Они устанавливают порядок взаимодействия органов исполнительной власти с другими участниками управленческого процесса.
Примерами таких норм стали нормы о сроках реагирования на запросы граждан, полномочиях органов исполнительной власти. В связи с этим в юридической науке их называют статичными.
Процессуальные
Процессуальные – лишь устанавливают порядок и регулируют процесс государственного управления.
Например, нормы о порядке приема в ряды военнослужащих или о порядке применения ответственности за совершение административных проступков. Они служат для реализации материальных норм.
Оба вида норм содержатся в одних нормативных актах и административно–процессуальные аспекты не выделены в отдельную науку. Это вызвано их тесной взаимосвязью и разрозненностью источников административного права.
Предписание
Вторая распространенная типология основана на форме предписания.
Что означает императивность
Императивность означает обязывающий характер. Такие нормы не предполагают свободы воли участников управленческих правоотношений.
Например, водитель обязан иметь при себе документы подтверждающие право собственности на автотранспортное средство, договор обязательного страхования автогражданской ответственности и водительское удостоверение.
Характеристика норм рекомендательного характера
Нормы, носящие рекомендательный характер, служат для оптимизации взаимодействия участников правоотношений. Например, правительство РФ может издавать постановления для разъяснения правильного исполнения указов президента.
Из данной статьи станет известно, что собой представляет понятие и виды субъектов административного права.
Что собой представляет административное право как отрасль права, можно подробно узнать прочитав данную статью.
В зависимости от предмета регулирования
- обязывающие,
- управомочивающие
- запрещающие,
- стимулирующие
- рекомендательные нормы.
Обязывающие
Обязывающие нормы включают императивные предписания для участников отношений. В соответствии с ними лицо должно совершить действия в установленном порядке.
Например, все граждане мужского пола, достигшие 18 летнего возраста, получившие повестку о призыве на военную службу, должны явиться в военный комиссариат по месту жительства. Работа государственных органов по обращению граждан во многом регулируется именно этими нормами.
В данном ключе не стоит забывать про юридические факты в административном праве. Вся подробная информация указана в данной статье.
Управомачивающие
Управомочивающие или дозволительные нормы не содержат прямого запрета на совершение действия, но и не обязывают к ним.
Российская система права построена на принципе «что не запрещено – разрешено», а значит, такие нормы можно рассматривать как подвид разрешающих. Например, гражданин может принимать участие в акции по сбору крови для пострадавших в чрезвычайных ситуациях, но делать этого не обязан.
Запретительные
Запретительные – предусматривают запрет на определенное поведение и могут подкрепляться возможностью привлечения к ответственности. Запреты могут быть общими и специальными. Запрещение совершения административных правонарушений типичный общий запрет. Специальные регулируют поведение в отдельных ситуациях.
Например, во многих регионах страны несовершеннолетние не могут находиться в общественных местах после 23.00. Одна из особенностей административного права в наличии собственного санкционного аппарата.
Стимулирующие
Стимулирующие -предполагают поощрение участников правоотношений за должное поведение, а рекомендательные помогают найти оптимальный способ взаимодействия участников правоотношений. Примером могут стать постановления правительства, дающие рекомендации по исполнению указов президента.
По субъекту регулирования
- устанавливающие административно-правовой статус: граждан, коммерческих юридических лиц, государственных предприятий и учреждений, общественных организаций и негосударственных структур, органов местного самоуправления и органов государственного управления.
По подчиненности
Можно выделить, зафиксированные в законах и подзаконных актах. Первые всегда имеют приоритет над вторыми.
Функции, обобщенность и пределы действия — основания классификации административных норм
Типология по пределам действия во времени выделяет срочные и бессрочные нормы. Так, при введении чрезвычайного положения будет указан предел его действия.
Бессрочные не предполагают ограничения по времени, но все равно бывают долгосрочными и краткосрочными.
Территориально норма административного права для ее субъектов действуют как на территории России, таки за границей. Исходя из этого, выделяют: нормы, работающие на всей территории страны, в пределах одного субъекта и межтерриториальные.
Например, нормы об ответственности за дачу заведомо ложных показаний в ходе расследования административных правонарушений действуют на всей территории страны. В некоторых регионах существуют отдельные нормы, регулирующие пребывание несовершеннолетних в общественных местах после 23. 00. А решение о введении чрезвычайного положения может касаться нескольких регионов.
В зависимости от функционального назначения
Нормы – дефиниции закрепляют понятия или определения. Это широко распространенные нормы, ведь практически каждый нормативный акт содержит определения основных понятий, использованных в нем.
Декларативные – закрепляют основные принципы административного права в целом, его институтов и подотраслей. В большом количестве включены в КоАП РФ
Коллизионные нормы разрешают спорные аспекты применения нормативных актов, разъясняют, какой акт применяется при возникновении противоречий.
Оперативные – изменяют или отменяют действие административно-правовых норм. Например, существует отдельный закон о введение в действие КоАП.
Так же не мало важно знать и понимать функции административного права.
По уровню обобщения
Можно выделить:
Общие
Общими регулируется группа отношений в пределах института права. Это положения о военной службе, привлечении к административной ответственности и т. д.
Специальные
Специальные – создают исключения из общих правил. Например, нормы об отсрочке от службы в вооруженных силах, невозможности управления автотранспортным средством лицами, страдающими определенными заболеваниями и т. д.
Видео
Больше полезной информации касательно норм административных правоотношений смотрите на видео.
Возможно вам так же будет интересно узнать про административный прецедент как источник права. Вся информация находится в данной статье.
Что собой представляет принцип законности в административном праве, можно ознакомиться в данной статье.
Интересно так же будет узнать, что собой представляют общественные объединения административном праве.
Классификация административно-правовых норм не только позволяет лучше понимать их сущность и особенности, но и дает возможность развития юридической науке. Выбирая основание для классификации нужно учесть цель, которую она преследует.
Так, вопрос выделения административно-процессуальных норм в отдельную отрасль права до сих пор остается открытым. Это может служить основой для законотворческой деятельности с целью систематизации и оптимизации источников, упрощения применения норм административного права.