о проведении уроков физической культуры
— Настоящее положение определяет обязанности обучающихся школы при посещении уроков физической культуры.
Требования к внешнему виду и посещению уроков.
— Оценивание и аттестация учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой
— Порядок оценивания результатов физического воспитания
— О ценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры
Оценивание учащихся 2-9 классов, освобожденных от занятий физкультурой на длительный срок (на учебный период) или освобожденных после болезни и не имеющих количество текущих оценок, достаточное для выставления итоговой оценки.
— Оценивание учащихся 10-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой на учебный год .
— Оценивание учащихся 10-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой после болезни и имеющих недостаточное для выставления итоговой оценки количество оценок
— Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.
— создание нормальной рабочей обстановки, необходимой для организации учебно-воспитательного процесса,
— обеспечение успешного освоения обучающимися образовательных программ,
— воспитание физических качеств,
— повышение уровня физической подготовленности.
Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими нормативными и правовыми актами:
— Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», с изменениями;
— Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
— Методическим письмом Министерства Просвещения РСФСР от 15.06.1987 г. №105/33-24 «О направлении методических рекомендаций «Организация занятий по физическому воспитанию школьников, отнесенных к специальной медицинской группе»;
— Письмом Министерства образования Российской Федерации от 31.10. 2003 г. №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»;
— Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 « О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
— Приказом Министерства образования и Науки от 28.12.2010 г. №2106 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников;
— Комплексной программой физического воспитания учащихся 1-11 классов ; авторы: доктор педагогических наук В.И.Лях , кандидат педагогических наук А.А.Зданевич -М.: Дрофа,2009.;
-Программой для учащихся специальной медицинской группы общеобразовательных учреждений «Физическая культура» 1-11 классы; авторы: А.П.Матвеев, Т.В. Петров, Л.В.Каверкина-М.:Дрофа,2007.
2. Группы здоровья.
2.1. В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную , подготовительную и специальную медицинскую группу. Отнесение ребенка к соответствующей группе здоровья происходит на основании Листа здоровья в журнале, заполненного медицинским персоналом школы.
2.2. Занятия в этих группах отличаются учебными программами, объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
2.3. К основной медицинской группе – относятся обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья.
К подготовительной медицинской группе — относятся обучающиеся с недостаточным физическим развитием и низкой физической подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья. Этой категории обучающихся разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том числе временных).
К специальной медицинской группе (СМГ) – относятся обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной группы.
3. Требования к внешнему виду и посещению уроков
3.1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока, согласно требованиям техники безопасности и охраны труда.
3.2. Спортивная форма учащихся включает в себя: спортивный костюм, белую футболку, кепку, шорты носки, спортивную обувь (кеды или кроссовки).
3.3. При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом, который передаётся классному руководителю или учителю физкультуры.
3.4. Все обучающиеся освобождённые от физических нагрузок находятся в помещении спортивного зала, или на стадионе в спортивной форме под присмотром учителя физической культуры.
3.5. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или иных занятий, с освобожденными от практических занятий учащимися на предстоящий урок (возможно, так же теоретическое изучение материала, оказание посильной помощи в судействе или организации урока).
4. Порядок оценивания результатов физического воспитания
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
4.1. О ценивание учащихся, посещающих уроки физической культуры
Оценивание учащихся 2-11 классов происходит по 5-балльной системе.
Оценивание учащихся 1 класса – словесное.
При выставлении оценки учитывается старание учащегося, его физическая подготовка, способности.
4.1.2. Итоговое оценивание
Итоговое оценивание происходит на основе текущих оценок, полученных учеником в течение четверти (полугодия).
Количество текущих оценок для выставления итоговой оценки – не менее 5 .
4.2. Оценивание учащихся 2-9 классов, освобожденных от занятий физкультурой на длительный срок (на учебный период) или освобожденных после болезни и не имеющих количество текущих оценок, достаточное для выставления итоговой оценки.
4.2.1. Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится либо на уроке,в спортивной форме (в спортивном зале, на стадионе), либо, в крайнем случае, по заявлению родителей, в читальном зале библиотеки. Если урок первый или последний, то по заявлению родителей, учащийся может находиться дома.
4..2.2 . Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке.
Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания.
4.2.3. Порядок выполнения и сдачи задания.
После предоставления справки об освобождении от занятий физкультурой или обоснованного заявления от родителей (подтвержденного в дальнейшем справкой от врача), учитель выдает ученику теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут быть использованы работы учащихся прошлых лет) и варианты вопросов по этому материалу.
Тексты, выдаваемые ученикам, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся.
На предпоследней неделе полугодия ученики отвечают письменно на 2 вопроса из выданных в начале четверти и получают 2 оценки (оценка за каждый вопрос).
4.3. Оценивание учащихся 10-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой на учебный год .
Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится либо на уроке (в спортивной форме), либо в читальном зале библиотеки (если урок первый или последний, то учащийся находится дома по заявлению родителей).
Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке. Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания.
Порядок выполнения и сдачи задания.
Учащиеся сдают по 1 реферату за полугодие.
В начале курса во время консультаций учитель предлагает учащемуся тему реферата, знакомит с правилами оформления рефератов, составляет с учеником план реферата.
Реферат должен быть сдан на ознакомление членами комиссии за месяц до окончания курса.
Защита реферата происходит в присутствии комиссии, состоящей из двух преподавателей физической культуры и завуча школы, за две недели до окончания курса.
При оценивании реферата учитывается
— соответствие содержания поставленным перед учеником в начале курса задачам (соответствие плану, составленному совместно с учителем)
— устный ответ (краткий обзор написанного реферата, ответы на вопросы по реферату)
4.4. Оценивание учащихся 10-11 классов, освобожденных от занятий физкультурой после болезни и имеющих недостаточное для выставления итоговой оценки количество оценок
4.4.1. Во время урока физкультуры освобожденный учащийся находится либо на уроке в спортивной форме, либо в читальном зале библиотеки (если урок первый или последний, то учащийся находится дома).
4.4.2. Если учащийся имеет освобождение, но присутствует на уроке физкультуры и выполняет посильные задания учителя, то оценивание происходит на уроке.
4.4.3. Если учащийся имеет освобождение и не присутствует на уроках физкультуры, то выставление итоговой оценки происходит на основании выполнения письменного задания.
Порядок выполнения и сдачи задания:
После предоставления справки об освобождении от занятий на уроках физкультуры или обоснованного заявления от родителей (в дальнейшем подтвержденного справкой от врача), учитель выдает ученику теоретический материал по изучаемой теме (в качестве теоретического материала могут быть использованы работы учащихся прошлых лет) и варианты вопросов по этому материалу.
Тексты, выдаваемые ученикам, соответствуют программе, результатам обучения и возрасту учащихся. На предпоследней неделе полугодия ученики отвечают письменно на два вопроса из выданного в начале учебного периода теоретического материала и получают 2 оценки.
4. Критерии оценивания обучающегося на уроках физической культуры.
4.1. Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 5 (отлично) , в зависимости от следующих конкретных условий.
Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые на уроках нормативы по физической культуре, для своего возраста.
Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе школьных соревнований между классами или организации классных спортивных мероприятий, а также необходимыми навыками и знаниями теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры – 4 (хорошо) , в зависимости от следующих конкретных условий.
Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены учителем.
Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.
Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, оказание посильной помощи в судействе или организации урока, а также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры — 3 (удовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий.
Имеет с собой спортивную форму в не полном соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть незначительные, но положительные изменения в физических возможностях обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.
Продемонстрировал несущественные сдвиги в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.
Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры — 2 (неудовлетворительно) , в зависимости от следующих конкретных условий:
Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока.
Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках физической культуры.
Учащийся, не имеющий выраженных отклонений в состоянии здоровья, при этом не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Нет положительных изменений в физических возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем физической культуры.
Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств.
Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области физической культуры.
Критерии оценки при аттестации на уроках физической культуры учащихся СМГ.
При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.
Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к специальной медицинской группе, аттестуются по результатам выполнения требований учебных программ по СМГ.
Обучающихся в СМГ необходимо оценивать их успехи в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима.
При выставлении текущей отметки обучающимся необходимо соблюдать особый такт, быть максимально внимательным, не унижая достоинства ученика, использовать отметку таким образом, чтобы она способствовала его развитию, стимулировала его дальнейшие занятия физической культурой.
Итоговая отметка выставляется с учетом теоретических и практических занятий, а также с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
Положительная отметка должна быть выставлена также обучающемуся, который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия, старательно выполнял задания учителя, овладел доступными ему навыками.
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре.
Следовательно, итоговая оценка может отличаться, от средней арифметической оценки.
от ________2014 г. «Утверждаю»
Директор МОУ СОШ № 55
о порядке посещения уроков физической культуры и
аттестации учащихся по физической культуре.
1.1.Положение о порядке посещения уроков физической культуры и аттестации учащихся по физической культуре (далее – Положение) устанавливает порядок посещения учебных занятий по физической культуре и порядок промежуточной и итоговой аттестации учащихся по физической культуре.
1.2.Настоящее Положение разработано в соответствии с Комплексной общеобразовательной программой по физическому воспитанию учащихся 1 -11 классов (авторы ), утверждённой Главным Управлением Министерства образования РФ в г, Положением «Об итоговой аттестации выпускников 9-х, 11-х классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений РФ», Письмом Министерства образования Московской области от 01.01.2001 г. № 13-51-263/13 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой».
1.3.Данное Положение является локальным актом, регламентирующим деятельность педагогического коллектива по порядку посещения уроков физической культуры учащимися, промежуточной и итоговой аттестации учащихся по физической культуре, и принимается педагогическим советом школы.
2. Требования к спортивной форме учащихся
на уроках физической культуры.
2.1.Все учащиеся, допущенные к занятиям по физической культуре, обязаны являться на уроки по физической культуре в спортивной форме.
2.2.Во время занятий в спортивном зале, в осенне-весеннее время в тёплую погоду на стадионе или на пришкольной спортивной площадке спортивной формой может быть следующий набор вещей:
2.2.4.Лёгкий спортивный костюм
2.2.5.Лёгкие тапочки, чешки
2.2.6.Тапочки со шнурками
2.2.8.Кеды, лёгкие кроссовки
Брюки и джинсы спортивной формой не являются.
2.3.Во время лыжной подготовки учащиеся должны иметь в качестве спортивной одежды следующий набор вещей:
2.3.1.Тёплый спортивный костюм
2.3.2.Ветровка или лёгкая куртка.
2.3.4.Варежки или рукавицы.
Лыжный инвентарь ребёнок может по своему желанию принести из дома.
2.4.Если учащийся не имеет спортивной формы:
1) он к занятиям физической культурой не допускается,
2) он должен находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать
учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания
3) неудовлетворительная оценка за отсутствие спортивной формы на уроке
Если ученик не приносит спортивную форму на урок физической культуры, учитель обязан сделать соответствующую запись в дневнике учащегося или через классного руководителя донести эту информацию до родителей учащегося (или его представителей).
3. Посещение уроков физической культуры учащимися, относящимися по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе, и их аттестация по физкультуре.
3.1. Учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к подготовительной и специальной медицинской группе (СМГ) должны находиться на уроках физической культуры и заниматься по специальным учебным программам, которые отличаются объёмом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
3.2. При оценивании учащихся, отнесённых к СМГ:
3.2.1.учитель физической культуры не должен использовать критерии для
выставления оценки основной группы обучающихся;
3.2.2. необходимо в первую очередь оценить их успехи в формировании
навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима;
3.2.3. при выставлении текущей оценки обучающимся СМГ необходимо
соблюдать особый такт, быть максимально внимательным;
3.2.4. при самых незначительных положительных изменениях в физических
возможностях обучающихся, которые обязательно должны быть замечены
учителем физкультуры и сообщены учащемуся и его родителям(законным
представителям), выставляется положительная оценка;
3.2.5. положительная оценка должна быть выставлена также обучающемуся,
который не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании
навыков, умений и развитии физических качеств, но регулярно посещал занятия
по физической культуре, старательно выполнял задания учителя, овладел
доступными для него навыками самостоятельных занятий оздоровительной или
корригирующей гимнастики, необходимыми знаниями в области физической
3.2.6. в аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем
образовании учащимся, отнесённым по состоянию здоровья к подготовительной
группе и СМГ, обязательно выставляется оценка по физической культуре.
4. Посещение уроков физической культуры учащимися, временно освобождёнными от занятий физкультуры.
4.1. Учащиеся, временно освобождённые от уроков физкультуры (на 1-2 урока), должны находиться на уроке физической культуры, теоретически изучать
учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все указания
учителя физической культуры.
4.2. В классном журнале учителем не проставляется отметка об отсутствии или
освобождении от уроков физической культуры данного учащегося.
5. Посещение уроков физической культуры учащимися, освобождёнными от уроков физкультуры на длительный период ( на10 дней, 2 недели, на год и т. д..)
5.1. Учащиеся, освобождённые от уроков физкультуры после болезни ( на 10 дней,
на 2 недели), должны находиться на уроке физической культуры, теоретически
изучать учебный материал, преподаваемый во время урока, и выполнять все
указания учителя физической культуры.
5.2. Учащиеся, освобождённые от уроков физкультуры на год, могут не посещать
уроки физической культуры при наличии заявления от их родителей (законных представителей), с просьбой разрешить не посещать уроки физической культуры и об ответственности родителей за жизнь и здоровье ребёнка во время уроков физкультуры.
5.3. При проведении занятий физической культуры на открытом воздухе в зимний период обучающиеся, освобожденные от уроков физической культуры на длительный период (на 10 дней, на 2 недели), должны находиться в библиотеке, теоретически изучать учебный материал, преподаваемый во время урока.
5.4.В соответствии с п.4.2. учитель физической культуры в классном журнале не ставит отметку об отсутствии учащегося на уроке.
5.5. На основании заявления от родителей (законных представителей) обучающегося директор школы издаёт приказ об освобождении обучающегося от уроков физической культуры.
5.6. Учащиеся, освобождённые от уроков физкультуры на год, под руководством учителя готовит теоретический материал и 3 раза в четверть отчитывается.
6. Аттестация учащихся по физической культуре.
6.1. Аттестация учащихся по физической культуре производится в соответствии с Положением о промежуточной аттестации, Положением «Об итоговой аттестации выпускников 9-х, 11-х классов государственных, муниципальных и негосударственных общеобразовательных учреждений РФ».
6.2. Если учащийся, освобождённый от уроков физкультуры, не посещал уроки физической культуры согласно заявлению родителе(законных представителей), учитель в классном журнале в графе четвертная(полугодовая, годовая, итоговая) оценка, ставит оценку, которую учащийся получил при подготовке теоретического материала.
6.3. Если учащийся не посещал уроки физической культуры без уважительной причины, учитель физкультуры в графе четвертная(полугодовая, годовая, итоговая) оценка ставится «не аттестован – н/а», и эта оценка является отрицательной.
Общие положения
Настоящее Положение об оценивании обучающихся 2-11-х классов, по физической культуре разработано в соответствии со следующими нормативно правовыми документами в соответствии с Уставом школы и письмом Министерства образования РФ «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесённых по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой» от 31.10.2003 г. №13-51-263/123, с целью объективного, индивидуального оценивания каждого обучающегося на уроках физической культуры. Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 27 декабря 2012г. №273-ФЗ (в ред. Фед. Законов от 07.05.2013г. №99-ФЗ, от 23.07.2013г. №203-ФЗ);
— Федеральным Законом Российской Федерации от 04.12.2007 г. №329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»;
— Приказом Министерства образования Российской Федерации, Министерства Здравоохранения Российской Федерации, Госкомспорта Российской Федерации и
Российской Академии образования от 16 июля 2002 г. №2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»;
Организация уроков физической культуры
В целях дифференцированного подхода к организации уроков физической культуры все обучающиеся в зависимости от состояния здоровья делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную медицинскую группу. В начале каждого учебного года, медицинским работником школы заполняются листки здоровья в классном журнале с указанием медицинской группы каждого учащегося школы. Занятия в этих группах отличаются учебными объемом и структурой физической нагрузки, а также требованиями к уровню освоения учебного материала.
Обучающиеся, имеющие удовлетворительное состояние здоровья, относятся к основной
Обучающиеся, с недостаточным физическим развитием и низкой физической
подготовленностью или имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья,
относятся к подготовительной медицинской группе. Этой категории обучающихся
разрешается заниматься физической культурой по программе дня основной группы с
учетом некоторых ограничений в объеме и интенсивности физических нагрузок (в том
Обучающиеся, которые на основании медицинского заключения о состоянии их
здоровья не могут заниматься физической культурой по программе для основной
группы, относятся к специальной медицинской группе (СМГ). Специальную
медицинскую группу разделяют на две подгруппы: подгруппу "А" (обучающиеся с
обратимыми заболеваниями, которые после лечебно-оздоровительных мероприятий
могут быть переведены в подготовительную группу) и подгруппу "Б" (обучающиеся с
патологическими отклонениями, т.е. необратимыми заболеваниями).
В связи с загруженностью спортивного зала образовательного учреждения, учащиеся,
отнесенные к специальной медицинской группе, занимаются вместе с основной
группой, но на основе индивидуального (дифференцированного) подхода.
1. Уроки физической культуры посещают все обучающиеся, имея с собой спортивную
форму в соответствии с погодными условиями, видом спортивного занятия или урока,
согласно требованиям техники безопасности и охраны труда. От физических нагрузок
освобождаются учащиеся, предоставившие справку врачебно-контрольной комиссии
на начало каждого учебного года.
2. Все обучающиеся, освобождённые от физических нагрузок, находятся в помещении
спортивного зала или на спортивной площадке под присмотром учителя физической
3. Учащиеся, временно освобождённые от физической нагрузки, от предмета
«физическая культура» не освобождаются. На уроке они изучают теоретические вопросы,
проявляют себя в судействе, оценивают технику движения занимающихся и т.п.,
получают соответствующие оценки и домашнее задание.
4. При пропуске уроков физической культуры учащийся обязан подтвердить причину
отсутствия заверенной медицинской справкой или иным официальным документом,
который передаётся классному руководителю.
5. Учитель физической культуры определяет вид, степень и уровень физических или
иных занятий с данными учащимися на предстоящий урок:
— теоретическое изучение материала;
— интеллектуальные игры (шашки, шахматы);
— настольный теннис, бадминтон;
— посильная помощь в судействе или организации урока.
Обучающиеся, рекомендованные к занятиям лечебной физкультурой, которые посещают специализированные кабинеты ЛФК во внеурочное время под присмотром врачей, по окончании прохождения курса ЛФК должны предоставить справку учителю физической культуры для получения оценки.
6. Спортивная форма для уроков физической культуры:
— 1-4 классы: майки или футболки одного цвета, спортивные шорты или брюки, носки, кеды (кроссовки).
— 5-11 классы майки или футболки, спортивные шорты или брюки,кеды(кроссовки) в
соответствии с видом спорта, изучаемого по программе.
для улицы (осенний и весенний период) — спортивный костюм, майка, носки, кеды
(кроссовки), в соответствии с погодой шапки, перчатки.
Критерии оценивания учебных достижений учащихся по физической культуре
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 5 (отлично),
в зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требования техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические правила и охрану
труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
стойко мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть существенные
положительные изменения в физических возможностях обучающихся, которые
замечены учителем. Занимается самостоятельно в спортивной секции лицея,
спортивной школе города, имеет спортивные разряды или спортивные успехи на
соревнованиях любого ранга.
4. Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании
навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в
течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает все требуемые
на уроках нормативы по физической культуре для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной, или корригирующей
гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе школьных соревнований
между классами или организации классных спортивных мероприятий, владеет
необходимыми навыками, теоретическими и практическими знаниями в области
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 4 (хорошо), в зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму в полном соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану
труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
мотивирован к занятиям физическими упражнениями. Есть положительные
изменения в физических возможностях обучающихся, которые замечены
4.Постоянно на уроках демонстрирует существенные сдвиги в формировании
навыков, умений и в развитии физических или морально-волевых качеств в
течение четверти или полугодия. Успешно сдаёт или подтверждает 80% всех
требуемых на уроках нормативов по физической культуре, для своего возраста.
5. Выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел доступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной, или корригирующей
гимнастики, оказывает посильную помощь в судействе или организации урока,
владеет также необходимыми теоретическими и практическими знаниями в
области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку – 3 (удовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий.
1. Имеет с собой спортивную форму не в полном соответствии с погодными
условиями, видом спортивного занятия или урока.
2. Выполняет все требованиям техники безопасности и правила поведения в
спортивных залах и на стадионе. Соблюдает гигиенические требования и охрану
труда при выполнении спортивных упражнений занятий.
3. Учащийся, имеющий выраженные отклонения в состоянии здоровья, при этом
старателен, мотивирован к занятиям физическими упражнениями, есть
незначительные, но положительные изменения в физических возможностях
обучающегося, которые могут быть замечены учителем физической культуры.
4. Продемонстрировал не существенные сдвиги в формировании навыков, умений и в
развитии физических или морально-волевых качеств в течение полугодия.
5. Частично выполняет все теоретические или иные задания учителя, овладел
доступными ему навыками самостоятельных занятий оздоровительной или
корригирующей гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими
знаниями в области физической культуры.
Учащиеся оцениваются на уроках физической культуры на оценку — 2 (неудовлетворительно), в зависимости от следующих конкретных условий:
1. Не имеет с собой спортивной формы в соответствии с погодными условиями,
видом спортивного занятия или урока.
2. Не выполняет требования техники безопасности и охраны труда на уроках
3. Учащийся, не имеющий выраженных отклонения в состоянии здоровья, при этом
не имеет стойкой мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике
их физических возможностей, нет положительных изменений в физических
возможностях обучающегося, которые должны быть замечены учителем.
4. Не продемонстрировал существенных сдвигов в формировании навыков, умений и
в развитии физических или морально-волевых качеств.
5. Не выполнял теоретические или иные задания учителя, не овладел доступными ему
навыками самостоятельных занятий оздоровительной или корригирующей
гимнастики, необходимыми теоретическими и практическими знаниями в области
Особенности оценивания учебных достижений учащихся специальной медицинской группы. Основной акцент в оценивании учебных достижений по физической культуре учащихся в группах СМГ должен быть сделан на стойкой их мотивации к занятиям физическими упражнениями и динамике их физических возможностей (при самых незначительных положительных изменениях в физических возможностях обучающихся выставляется положительная отметка). Положительная отметка выставляется учащимся, регулярно посещающим занятия по физической культуре, старательно выполняющим задания учителя, овладевшим доступными конкретному ученику навыками самостоятельных занятий. оздоровительной гимнастики, необходимыми теоретическими знаниями в области физической культуры). ЛФК для детей с хроническими заболеваниями проводится в лечебно-профилактических учреждениях специалистами — медицинскими работниками, методистами. По мере улучшения состояния здоровья дети могут заниматься со здоровыми детьми своего класса, соблюдая условия урочной формы занятий. Текущая и итоговая аттестация учащихся по физической культуре При выставлении четвертной, полугодовой, годовой и итоговой отметки по физической культуре учитывается прилежание, усердие в работе над собой и выполнение всех рекомендаций учителя физической культуры.
Следовательно, итоговая оценка может отличаться от средней арифметической оценки. Все учащиеся, освобожденные от физических нагрузок, в конце каждой учебной четверти, полугодия и в конце учебного года получают итоговые оценки по указанным выше заданиям и выполненным домашним заданиям. Текущая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом успехов обучающегося в формировании навыков здорового образа жизни и рационального двигательного режима с тем, чтобы отметка способствовала развитию обучающегося, стимулировала его заниматься физической культурой.
Итоговая отметка по физической культуре в группах СМГ выставляется с учетом теоретических и практических знаний (двигательных умений и навыков, умений
осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивно-оздоровительную деятельность), с учетом динамики физической подготовленности и прилежания.
В аттестаты об основном общем образовании и среднем (полном) общем образовании обязательно выставляется отметка по физической культуре всем обучающимся. об оценивании обучающихся 2-11-х классов, освобождённых от практических занятий по физической культуре
Требования к посещению уроков обучающимися, освобожденными от практических занятий по физической культуре
1. Все обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре,
подтверждают факт освобождения заверенной медицинской справкой или иным
официальным документом, который предоставляется классному руководителю или
2. Все обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре,
в течение урока находятся в помещении спортивного зала или на стадионе под
присмотром учителя физической культуры.
Критерии оценивания обучающихся
1. Для обучающихся, освобожденных от практических занятий по физической культуре
на период не более 50% одной четверти, учитель физической культуры определяет на
урок теоретическое задание, которое соответствует запланированному в рабочей
программе учебному материалу.
2. При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются следующие
показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их
применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, тестирование.
оценка 5
За ответ, в котором учащийся демонстрирует глубокое понимание сущности материала;
логично его излагает, используя в деятельности.
оценка 4
За тот же ответ, если в нем содержатся небольшие неточности и незначительные ошибки.
оценка3
За ответ, в котором отсутствует логическая последовательность, имеются пробелы в
знании материала, нет должной аргументации и умения использовать знания на практике.
оценка 2
За незнание материала программы, отказ от выполнения задания учителя.
3. Учитель физической культуры может оценить положительно (оценкой 4 или 5) помощь обучающегося в проведении судейства, соревнований и тд.
4. Для обучающихся 2-4-х классов, освобождённых от практических занятий по физической культуре, учитель физической культуры определяет на урок теоретическое задание, которое соответствует запланированному в рабочей программе учебному материалу.
5. Обучающиеся, освобождённые от практических занятий по физической культуре на период более 50% четверти ( в том числе на полугодие или учебный год) готовят по физической культуре письменные сообщения (5-8 классы, 10-е классы), рефераты (9,11-е классы).
Требования к подготовке и выполнению письменных сообщений, рефератов по физической культуре.
1. Тема письменного сообщения, реферата определяется учителем физкультуры исходя из содержания программного материала.
2. Письменное сообщение, реферат являются самостоятельной работой обучающегося.
3. Письменное сообщение готовится в объёме не более 2-х страниц печатного текста (14 шрифт, 1,5 интервал). Реферат не более 10 страниц печатного текста (14 шрифт, 1,5 интервал).
Структура реферата:
— в вводной части – ответить на вопрос: почему эта тема так важна для общества и тебя лично;
— краткая характеристика вида спорта или оздоровительной системы, её особенности, разновидности и основные правила;
— история развития и состояние на сегодняшний день, достижения и перспективы развития в будущем (школы, город, Россия, мир + выбор, олимпийские достижения – обязательно)
— значение данного вида спорта или оздоровительной системы для развития у спортсменов:
а) физических качеств (быстроты, выносливости и т.п.).
б) основы техники или системы упражнений по данному виду спорта.
в) развитие психологических, эстетических, нравственных (личностных) качеств.
г) основы тактических действий при взаимодействии, играя в нападении и защите.
д) требования по технике безопасности при проведении самостоятельных занятий и тренировок, и на соревнованиях данного вида спорта.
— заключение: значение данного вида спорта (системы упражнений) для физического и личностного развития. Достижения школы (команды, личностные достижения, планы на